|
О введении Единой модели профессиональной ориентации – профориентационного минимума (далее – профминимум).
С 1 сентября 2023 года Министерство просвещения Российской Федерации внедряет в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, Единую модель профессиональной ориентации - профориентационный минимум (далее - профминимум) для обучающихся 6-11 классов.
Основные рекомендации изложены в письме Министерства просвещения Российской Федерации от 01. 06. 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации».
В выступлении министра просвещения РФ С. С. Кравцова 29.06.2023 г. отмечено, что с 1 сентября 2023 года в 6–11 классах еженедельно по четвергам в рамках внеурочной деятельности рекомендуется проводить уроки/занятия по профориентации «Россия — мои горизонты»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ "МОЯ РОССИЯ - МОИ ГОРИЗОНТЫ"
Профориентационный минимум – комплекс мер по формированию готовности к профессиональному самоопределению обучающихся.
Программа рассчитана на обучающихся 6 – 11 классов общеобразовательных учреждений, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, родителей и педагогов.
Профориентационный минимум предлагает на выбор образовательным учреждениям один из трех уровней реализации профориентационной деятельности в школе: базовый уровень (не менее 40 часов); основной уровень (не менее 60 часов); продвинутый уровень (не менее 80 часов).
Каждый уровень профминимума планируется реализовывать по пяти ключевым направлениям:
-
профильные предпрофессиональные классы (инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские), ориентированные на востребованные профессии на рынке труда;
-
урочная деятельность, которая включает 100 тыс. часов дополнительных материалов к учебным предметам (физика, химия, математика, технология), разработанных Фондом гуманитарных проектов, с целью профессионального окрашивания уроков;
-
внеурочная деятельность, предусматривающая один час в неделю на проведение профориентационных мероприятий (онлайн-диагностика, уроки, проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, в том числе просмотр выпусков открытых онлайн-уроков «Шоу профессий», беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога, моделирующие профессиональные пробы в онлайн-формате и др.);
-
воспитательная работа (экскурсии на производство, лекции, профориентационные выставки, ярмарки, профессиональные пробы, дни открытых дверей в колледжах и вузах, открытые уроки технологии на базе колледжей, встречи с представителями разных профессий, конкурсы профориентационной направленности, чемпионаты по профессиональному мастерству «Абилимпикс», «Профессионалы» и Чемпионат высоких технологий);
-
дополнительное образование (посещение занятий с учетом склонностей и образовательных потребностей);
-
профобучение (обучение по программам подготовки по профессиям рабочих и служащих по образцу существовавших учебно-производственных комбинатов);
-
взаимодействие с родителями или законными представителями (проведение не менее двух собраний с представителями разных профессий).
Планируемые результаты:
-
для обучающихся 6 - 11 классов - развитие всех компонентов готовности к профессиональному самоопределению (в т.ч. повышение осознанности и самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив), построение индивидуальной образовательно-профессиональной траектории;
-
для родителей - получение рекомендаций по возможной помощи самоопределяющимся подросткам, получение современной и актуальной информации о рынке образования и рынке труда (регионального и федерального уровней), включая информацию о наиболее перспективных и востребованных в ближайшем будущем профессиях и отраслях экономики Российской Федерации;
-
для педагогов и специалистов - повышение квалификации в области методов и технологий профессиональной ориентации обучающихся. Применение методик, направленных на активизацию профессионального самоопределения, понимание возможностей и ограничений диагностических инструментов. Освоение новых, современных, научно обоснованных методик и технологий;
-
для работодателей - привлечение мотивированных обучающихся к производственным задачам, повышение интереса к организации. Обучение наставников, работающих с учащимися.
По результатам участия во всех мероприятиях основного уровня реализации Профориентационного минимума для обучающегося формируется индивидуальная рекомендация по построению образовательно-профессиональной траектории.
Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение реализации профминимума:
-
Письмо Минпросвещения России от 01.06.2023 N АБ-2324/05 "О внедрении Единой модели профессиональной ориентации" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования", "Инструкцией по подготовке к реализации профориентационного минимума в образовательных организациях субъекта) (файл)
-
Письмо департамента образования администрации города Нижнего Новгорода от 19.07.2023 №СЛ-04-02-592591/23(ф) «О профминимуме» (файл)
-
Приказ МАОУ «Школа №111» от 24.07.2023 №166 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации» в МАОУ «Школа №111» в 2023-2024 учебном году» (файл)
-
Приказ МАОУ «Школа№111» от 24.07.2023 №167 «Об утверждении локальных нормативно-правовых и нструктивно- методических документов по внедрению Единой модели профессиональной ориентации (профессиональный минимум) в МАОУ «Школа №111» в 2023-2024 учебном году (файл)
-
Положение о реализации профориентационного минимума в МАОУ «Школа №111» (файл)
-
План мероприятий по реализации профориентационного минимума в МАОУ «Школа №111» на 20223-2024 учебный год (файл)
-
Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума для образовательных организаций Российской Федерации (файл)
Задачи основного уровня:
-
построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся МАОУ «Школа №111», основанной на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечении всех участников образовательного процесса;
-
систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся;
-
разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся по возрастам (6 - 7, 8 - 9 и 10 - 11 классы);
-
разработка плана профориентационной работы с обучающихся с ОВЗ по разным нозологиям и возрастам;
-
выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационно-личностной) и внешней (знаниевой) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся, а также уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе;
-
формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
-
информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики России) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
-
формирование у обучающихся профориентационных компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысление профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки, успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
-
совершенствование профессиональных компетенций специалистов, ответственных за профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-навигаторов) по формированию осознанности обучающихся и их готовности к профессиональному самоопределению через прохождение программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации);
-
повышение активности и ответственности родителей в целях содействия обучающимся в формировании навыка осознанного выбора.
Планируемые результаты:
-
для обучающихся 6 - 11 классов - развитие всех компонентов готовности к профессиональному самоопределению (в т.ч. повышение осознанности и самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив), построение индивидуальной образовательно-профессиональной траектории;
-
для родителей - получение рекомендаций по возможной помощи самоопределяющимся подросткам, получение современной и актуальной информации о рынке образования и рынке труда (регионального и федерального уровней), включая информацию о наиболее перспективных и востребованных в ближайшем будущем профессиях и отраслях экономики Российской Федерации;
-
для педагогов и специалистов - повышение квалификации в области методов и технологий профессиональной ориентации обучающихся. Применение методик, направленных на активизацию профессионального самоопределения, понимание возможностей и ограничений диагностических инструментов. Освоение новых, современных, научно обоснованных методик и технологий;
-
для работодателей - привлечение мотивированных обучающихся к производственным задачам, повышение интереса к организации. Обучение наставников, работающих с учащимися.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» (6-9 классы)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» (10-11 классы)
По результатам участия во всех мероприятиях основного уровня реализации Профориентационного минимума для обучающегося формируется индивидуальная рекомендация по построению образовательно-профессиональной траектории.
Ответственный по профориентации в МАОУ «Школа №111» Кулькова Татьяна Валерьевна,
заместитель директора Тел.: +7(831)2562832
Ответственный специалист по организации
профориентационной работы
в МАОУ «Школа№111»
педагог-психолог
Орлова Ксения Николаевна
Тел.: +7(831)2562832 |
|