Интернет-ресурсы по образовательным программам

 

 

 

 

 

 

 

Официальный сайт МАОУ "Школа №111" города Нижнего Новгорода

 

Интернет-ресурсы по образовательным программам

Ресурсы по предметам образовательной программы

Общие рекомендации по использованию информационных образовательных ресурсов в учебном процессе

Если трактовать информационные образовательные ресурсы именно в широком смысле, то это не только ресурсы, профессионально разработанные фирмами-производителями, но и любые реализованные на компьютере объекты, создаваемые для собственных нужд учителем, а также творческие работы учащихся.

Разработка информационных образовательных ресурсов является процессом достаточно трудоемким. Педагог, имеющий отношение к созданию электронных средств обучения, обязан овладеть многими «тонкостями» искусства создания цифровых и информационных продуктов, которые затем попадут в руки к школьнику.

При разработке ресурсов следует учитывать стандартные недочеты, когда средства информатизации строятся на совершенно различных подходах к организации интерфейса, подчиняясь различным дизайн-эргономическим и эстетическим принципам. Нередки случаи, когда интерфейсные элементы электронных ресурсов вообще не подчиняются никакой системе. Отсутствие единообразия в правилах навигации по учебной информации и меню, имеющемся практически в каждом ресурсе, также приводит к существенным практическим затруднениям информатизации обучения отдельным дисцип­линам. Содержание всех, без исключения, средств информатизации должно удовлетворять требованиям научности, логичности, полноты и смысловой замкнутости.

Дело в том, что само представление учебного материала в виде информационного ресурса призвано придать этому материалу какие-то новые качества, которыми не обладает этот же материал при его традиционном представлении - на страницах, учебника, энциклопедии, плаката или слайда. Как понять, имеет ли смысл представлять тот или иной материал в «электронной» форме? Для этого достаточно лишь представить себе этот будущий (или уже существующий) продукт, а затем представить себе тот же самый материал в традиционном виде. Если разница существенна, очевидно, что цифровой образовательный ресурс необходим.

Но важным условием остается: четкое понимание автором, каким целям служат те или иные «новые возможности», появляющиеся при цифровом представлении материала: они не должны сводиться только лишь к пустому «украшательству», не должны перегружать собой созданный ресурс и «заслонять» собой собственно содержательное наполнение.

Это  обязательно  нужно  учитывать  всем,  даже  тем,   кто  создает презентации в среде PowerPoint. Очень часто при подготовке презентаций авторы слишком увлекаются богатством шаблонов и анимационных эффектов, а в результате содержание презентации оказывается потерянным за множеством мельтешащих, вылетающих, мигающих надписей и частей рисунков, - так что внимание просматривающего такую презентацию отвлекается на все эти «цифровые фейерверки» в ущерб собственно презентуемому материалу.

Для создания оптимального варианта информационного образовательного ресурса необходимо учитывать требования, предъявляемые к такому виду продуктов.

 

Современные информационные образовательные ресурсы должны:

  • Соответствовать содержанию учебников, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования, используемым в регионе программам;
  • Отвечать общепедагогическим требованиям к созданию современных средств обучения: единство применяемой терминологии, полнота раскрытия предметной области, дидактическая системность в подборе систем упражнений и заданий, методическая последовательность предъявления примеров и заданий;
  • Ориентироваться на современные принципы, технологии, методы и формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
  • Обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;
  • Предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
  • Обеспечивать возможность использования различных форм учебной работы (самостоятельной, групповой парной, индивидуальной);
  • Основываться на достоверных материалах;
  • Полноценно воспроизводиться на заявленных технических средствах;
  • Обеспечивать возможность параллельно использовать другие программы;
  • Обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы.

Современные информационные образовательные ресурсы не должны:

  • Представлять собой дополнительные главы к существующему учебнику или учебно-методическому комплексу;
  • Дублировать общедоступную учебную, справочную, научно-популярную и т.п. информацию.

Современные информационные образовательные ресурсы выполняют следующие задачи:

  • Помощь учителю при подготовке к уроку:
  •      моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
  •      большое количество дополнительной и справочной информации - для углубления знаний о предмете;
  •      эффективный    поиск    информации    в    комплекте    цифровых образовательных ресурсов;
  •      подготовка творческих заданий;
  •      подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
  •      возможность   обмена   результатами   деятельности   с   другими учителями через Интернет.
  • Помощь при проведении урока:
  •      демонстрация подготовленных цифровых объектов (через проектор, на интерактивной доске);
  •      использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей
  •      набора в режиме фронтальных лабораторных работ;
  •      компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний;
  • Помощь учащемуся при подготовке домашних заданий:
  •     повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала;
  •     большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п.;
  •     возможность оперативного получения дополнительной информации;
  •     развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде;
  •     приобщение, школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними;
  •     помощь ученику в организации изучения предмета в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия.

Ниже представлены ссыпки на образовательные ресурсы интернета, способные повысить эффективность и наглядность обучения различным дисциплинам школьной программы. Используя их, учителя могут получить доступ к содержанию специализированных мультимедиа библиотек, энциклопедий, справочников, учебников, учебных пособий, сборников задач и заданий.


Математика

Информатика и информационные технологии

Физика

Химия

Биология и экология

География

История

Обществознание

Экономика

Право

Русский язык

Литература

Иностранные языки

Мировая художественная культура

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

Материалы для самоподготовки учителей и учеников


 

Математика

  • Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, учительская, история математики http://www.math.ruh
  • Материалы по математике в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://scool-collection.edu.ru/collection.matematika
  • Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа http://www.bymath.net
  • Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»  http://mat.1september.ru
  • ЕГЭ по математике: подготовка к тестированию http://www.uztest.ru
  • Интернет-проект «Задачи»  http://www.problems.ru
  • Компьютерная математика в школе http://edu.of.ru/computermath  
  • Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике online)  http://www.mathtest.ru
  • Математика в школе: консультационный центр http://school.msu.ru
  • Математическое образование: прошлое и настоящее. Интернет-библиотека по методике преподавания математики http://www.mathedu.ru
  • Международные конференции «Математика. Компьютер. Образование» http://www.mce.su
  • Портал Allmath.ru — Вся математика в одном месте http://www.allmath.ru
  • Прикладная математика: справочник математических формул, примеры и задачи с решениями http://www.pm298.ru
  • Проект KidMath.ru - Детская математика http://www.kidmath.ru
  • Олимпиады и конкурсы по математике для школьников Всероссийская олимпиада школьников по математике http://math.rusolymp.ru
  • Задачник для подготовки к олимпиадам по математике http://tasks.ceemat.ru
  • Занимательная математика - Олимпиады, игры, конкурсы по математике для школьников http://www.math-on-line.com

Информатика и информационные технологии

  • Информационно-коммуникационные технологии в образовании: федеральный образовательный портал http://www.ict.edu.ru
  • Информационные образовательные технологии: блог-портал http://www.iot.ru
  • Отраслевая система мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности  http://icttest.edu.ru
  • Проект «Первая Помощь»: Стандартный базовый пакет программного обеспечения для школ http://shkola.edu.ru
  • Виртуальное методическое объединение учителей информатики и ИКТ на портале «Школьный университет»  http://mo.itdrom.com
  • Виртуальный компьютерный музей http://www.computer-museum.ru
  • Задачи по информатике http://www.problems.ru/inf
  • Российская интернет-школа информатики и программирования http://ips.ifmo.ru
  • Сеть творческих учителей (Innovative Teachers Network) http://www.it-n.ru
  • Школьный университет: профильное ИТ-обучение http://www.itdrom.com
  • Издания Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября» http://inf.1september.ru
  • Журналы «Информатика и образование» и «Информатика в школе» http://www.infojournal.ru
  • Олимпиады и конкурсы Всероссийская командная олимпиада школьников по программированию http://neerc.ifmo.ru/school/
  • Всероссийская интернет-олимпиада школьников по информатике http://olymp.ifmo.ru

Физика

Химия

Биология и экология

География

История

Обществознание

Экономика

Право

Русский язык

Литература

  • Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала http://litera.edu.ru
  • Сайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты «Литература» http://lit.1september.ru
  • Всероссийская олимпиада школьников по литературе http://lit.rusolymp.ru
  • Методика преподавания литературы http://metlit.nm.ru
  • Методико-литературный сайт «Урок литературы» http://mlis.fobr.ru
  • Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе литературы http://lib.prosv.ru
  • Библиотека русской литературы «Классика.ру» http://www.klassika.ru
  • Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи» http://www.vehi.net
  • Библиотека художественной литературы E-kniga.ru http://www.e-kniga.ru
  • Звучащая поэзия: поэтическая аудиобиблиотека http://www.livepoetry.ru
  • Информационно-справочный портал «Library.ru» http://www.library.ru
  • Классика русской литературы в аудиозаписи http://www.ayguo.com
  • Лауреаты Нобелевской премии в области литературы http://www.noblit.ru
  • Литературный портал «Точка зрения»: современная литература в Интернете http://www.lito.ru
  • Национальный сервер современной поэзии http://www.stihi.ru
  • Национальный сервер современной прозы http://www.proza.ru
  • Проект «Слова»: Поэзия «Серебряного века» http://slova.org.ru
  • Российская Литературная Сеть http://www.rulib.net
  • Русская виртуальная библиотека http://www.rvbu
  • Русская литературная критика http://kritika.nm.ru
  • Русский филологический портал http://www.philology.ru
  • Сетевая словесность: Лаборатория сетевой литературы http://www.netslova.ru
  • Собрание классики в Библиотеке Мошкова http://az.lib.ru
  • Стихия: классическая русская / советская поэзия http://litera.ru/stixiya
  • Филологический сайт Ruthenia.ru http://www.ruthenia.ru
  • Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» http://www.feb-web.ru

Иностранные языки

Онлайн-словари, переводчики, тезаурусы

Английский язык

Мировая художественная культура

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

  • Безопасность жизнедеятельности школы http://kuhta.clan.su
  • Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» http://www.school-obz.org
  • Основы безопасности жизнедеятельности http://Obj.ru/
  • Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской  обороны и чрезвычайных ситуаций http://www.ampe.ru/web/guest/russian
  • Институт психологических проблем безопасности http://anty-crim.boxmail.biz
  • Искусство выживания http://www.goodlife.narod.ru
  • Все о пожарной безопасности http://www.0-l.ru
  • Охрана труда. Промышленная и пожарная безопасность. Предупреждение чрезвычайных ситуаций http://www.hsea.ru
  • Первая медицинская помощь http://www.rneduhod.ru
  • Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru
  • Россия без наркотиков http://www.rwd.ru
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека http://www.rospotrebnadzor.ru
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору http://www.gosnadzor.ru
  • Федеральный центр гигиены и эпидемиологии http://www.fcgsen.ru
  • Охрана труда и техника безопасности http://www.znakcomplect.ru
  • Лига здоровья нации http://www.ligazn.ru
  • Всероссийский форум «Здоровье нации - основа процветания России» http://www.znopr.ru
  • Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение http://www.risk-net.ru

Материалы для самоподготовки учителей и учеников

В заключении хочется добавить, что сегодня педагог уже не сможет эффективно организовать и осуществлять свою деятельность без использования интернета, его ресурсов и сервисов. Однако процесс освоения таких средств информационных, технологий не может быть выполнен в кратчайшие сроки. Необходимо комплексное решение возникающих в этой связи проблем, начиная с ознакомления учителей с особенностями работы с техникой и заканчивая проблемой выработки у педагогов устойчивой профессиональной заинтересованности в применении в своей педагогической деятельности современных средств информатизации образования.


 

Дата последнего обновления страницы 23.10.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»